Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ М.В.Буякевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ (24 июля 2025 года)
О нарастающей военной вовлечённости некоторых стран-членов НАТО и ЕС в дальнейшее противостояние вокруг Украины
Основные тезисы:
• На фоне корректировки подходов Вашингтона в украинском конфликте Зеленский осуществил кадровые перестановки в своём «правительстве», а также инициировал процесс переподчинения так называемых антикоррупционных органов, созданных и контролируемых внешними кураторами, прежде всего американскими.
• Тема многолетнего усиления авторитарных тенденций [на Украине] для западных кураторов болезненна: её замалчивают на политическом и дипломатическом уровнях, а также в СМИ. Упорно продолжают не замечать её как в руководстве ОБСЕ, так и профильных структурах нашей Организации, например, БДИПЧ. Любая политическая эквилибристика удобна спонсорам Зеленского до тех пор, пока глава режима способен мобилизовать часть общества на борьбу с Россией.
• С очевидной целью затягивания украинского конфликта и противодействия мирному решению министр обороны Британии Дж.Хили призвал начать «50-дневную кампанию» по вооружению киевского режима. К слову, за последние два месяца Лондон поставил киевскому режиму боеприпасов на сумму порядка 200 млн. долларов.
• Всё это – никакой не вклад в мир и содействие политическому диалогу. При этом мечты о превращении киевского режима в перманентную угрозу для России, о его военной накачке для осуществления некоего «диалога с позиции силы» – недостижимы. Создаваемые странами НАТО для России угрозы будут устранены, а цели специальной военной операции – достигнуты в полном объёме.
• В преддверии 50-летия Хельсинкского Заключительного акта, положившего начало созданию ОБСЕ как региональной организации по безопасности и сотрудничеству, следует задаться вопросом, могут ли её механизмы не только отвечать требованиям времени, но и реализовывать своё истинное предназначение. Как и то, может ли сама Организация выступать работающим инструментом поддержания стабильности на нашем континенте.
***
На примере украинского конфликта – если оценить всё, что делалось в последние годы – возникают прямые вопросы.
В состоянии ли ОБСЕ осуществлять трезвый, непредвзятый анализ рисков и угроз как общеевропейской безопасности, так и безопасности каждого из государств-участников в отдельности, включая Россию? Может ли своевременно выявлять и оценивать конфликтный потенциал, предпринимать действенные шаги по его снижению?
Способна ли была, скажем, Спецмониторинговая миссия на Украине (СММ ОБСЕ) действительно полно и качественно выполнять по обе стороны от линии соприкосновения свой мандат, согласованный всеми государствами-участниками?
Способно ли было руководство Секретариата ОБСЕ, к примеру, своевременно и открыто дать внятные пояснения, каким образом в руках украинских неонацистов из полка «Азов» в конце февраля 2022 года оказались бронированные автомобили бывшей СММ ОБСЕ, которые приняли участие в городских боях?
Могут ли все эти реализуемые под «вывеской» ОБСЕ проекты в сфере «демократизации и верховенства права» действительно дать результат в деле укрепления законности и демократических институтов?
***
Подходя к своей юбилейной дате, ОБСЕ должна определиться, с чем она войдёт в историю: с подыгрыванием странам НАТО, рассматривающим украинский кризис как подготовительную стадию к более масштабному общеевропейскому конфликту – или всё же как Организация, содействовавшая его политико-дипломатическому разрешению на основе учёта легитимных интересов суверенных государств нашего региона.