«Люди будут пытаться на авось проскочить». Камчатский губернатор захотел взыскивать компенсацию с туристов-нарушителей, которых пришлось спасать. В Альпинистском спасательном отряде заявили, что одна эта мера не сработает, нужно перенимать европейский опыт, где перекрывают дороги к горам.
Губернатор Камчатки Владимир Солодов уверен, что «финансовая ответственность» предостережёт туристов от несогласованных восхождений.
«Считаю, что назрела необходимость введения в федеральное законодательство нормы о компенсации расходов на спасательную операцию в случае нарушения правил безопасности организаторами — после её проведения», — написал глава региона в своём канале после гибели двух туристов на Вилючинском вулкане. Группа не была зарегистрирована в МЧС, проигнорировала факт закрытия маршрута и не учла, что сейчас неблагоприятный сезон.
Старший координатор Альпинистского общественного спасательного отряда, директор Высшей горной школы Алексей Овчинников в комментарии изданию «Подъём» отметил, что денежные взыскания могут быть действенной мерой, но спасательные операции стоят очень дорого.
«Я понимаю губернатора: огромные деньги тратятся на спасение людей, которые не оценили риски и в межсезонье полезли на гору. Но надеяться, что ты штрафами это отрегулируешь — ну, люди будут пытаться на авось проскочить.
Моё ощущение, что вот эта спасательная операция обошлась где-то в 1 млн, а то и 2 млн рублей. Это очень большая сумма. И даже если мы с вами поймаем за руку этих туристов, оштрафуем, не факт, что государство сможет в массовом порядке такого размера штрафы взыскивать».
Овчинников убеждён, что больше поможет контроль на популярных туристических маршрутах.
«У нас есть массовые вершины, например, Эльбрус, Казбек, вулканы камчатские, куда очень много туристов приезжает совершать восхождение. В этих зонах надо всё-таки идти по пути той же Европы, когда французы в своё время из-за массовой гибели альпинистов на Монблане просто ограничили туда доступ. Там на всех самых популярных маршрутах стоят в форме французские горные полицейские и не пускают людей.
Конечно, мы с вами не сможем закрыть все горные районы. Это не имеет никакой логики. Но давайте будем честны: на Вилючинский вулкан — одна дорога, по которой можно проехать на машине. Можно спокойно перегородить эту дорогу и контролировать восхождение. Люди не полетят туда на вертолёте, они все на Вилючинский вулкан едут на машинах. На Эльбрус — четыре варианта восхождения, четыре, не двести. Пожалуйста: ограничивайте объём, устанавливайте пермиты, проверяйте квалификацию гидов, проверяйте квалификацию людей, которые идут. Что вам мешает?»